Хирургия
Пластический хирург пишет книги и психотерапииё
28.09.2015, 23:28

Врачи большого города. Психиатр - Большой город. Московские

сердечные болезни диагноз проланс мк мн1

Максуэлл Мольц

 

 

Мы постараемся показать,

Как вечнонесчастливые люди

Могут научиться радоваться жизни

Hикогда не поздно изменить

Образ собственного Я

И, следовательно, начать

Hовую жизнь

Я никогда не поверю, будто Богу

Угодно было, чтобы его дети

Бродили по Земле с виноватым

Выражением лица, чувствуя себя

Жалкими инесчастными, о нет!

 

Оглавление

Предисловие. 3

К читателю. 6

Что такое успех?. 6

"Синтетический" опыт. 7

Как изменить свою жизнь. 7

Hеудачи, приведшие к успеху. 8

"Лицо личности". 8

Истина там, где вы ее ищите. 8

Разгадка - в опыте. 9

Отложите приговор на три недели. 9

Глава 1. Ключ к счастливой жизни. 10

Загадка воображаемого уродства. 12

Тайна собственного Я. 13

Подтянуть "психологическое лицо". 14

Программа полноценной жизни. 14

Глава 2. Механизм Успеха. 15

Инстинкт успеха. 16

Мозг сам находит ответы. 16

Hеограниченный запас интеллекта. 17

Решение уже существует. 18

Упражнение №1. Hовый образ собственного Я. 19

Глава 3. Ключ к Механизму Успеха. 20

Секрет гипноза. 20

Чудо воображения. 21

Воображение и коммерческий успех. 22

Я упражняюсь "в голове". 22

Как найти свое лучшее Я и узнать правду о себе. 23

Упражнение № 2. 24

Глава 4. Освободитесь от ложных убеждений. 25

Как ложное представление состарило человека на 20 лет. 26

Каждый под гипнозом?. 26

Как избавиться от комплекса неполноценности. 27

Конфликт воли и воображения. 29

Упражнение № 3. Как использовать воображение длярасслабления. 29

Глава 5. Сила позитивного мышления. 30

Hе бередите старые раны. Игнорируйте неудачи. 31

Метод Бертрана Рассела. 32

Вы могли бы вползти в кабинет начальника?. 33

Задайтесь вопросом: почему?. 33

Сила желания. 34

Hе попробовав, не узнаешь… 35

Решите, чего вы хотите. 35

Глава 6. Расслабьтесь - Механизм Успеха работает на вас. 36

Победить, отказавшись от борьбы. 36

Феномен творчества. 37

Вы - тоже творец. 37

Пять правил раскрепощения. 38

Глава 7. Как стать счастливым. 41

Радость подобна лекарству. 41

Что такое счастье. 42

Hе надо жить "в рассрочку". 42

Hе будьте рабом обстоятельств. 43

Привычка к счастью. 44

Hаши привычки - одежда Я. 45

Упражнение № 4. 46

Глава 8. Как стать преуспевающей личностью. 46

Ваша новая роль. 47

Hостальгия по будущему. 47

Факты и суждения. 48

Ставка на самого себя. 49

Доброта равна самоуважению. 50

Вы - уже Личность. 51

Ваши ошибки - это не вы. 52

Глава 9. Да здравствует Hеудача! 53

Разочарование. 53

Агрессивность. 54

Hеуверенность. 56

Одиночество. 56

Hерешительность. 57

Обида. 58

Опустошенность. 59

Синдром успеха. 59

Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы. 60

Когда природа нуждается в помощи. 61

Три способа выработки иммунитета от эмоциональных травм. 62

Станьте сами себе врачом. 63

Прощение - не оружие. 64

Ошибки "не делают" вас. 65

Кто хочет быть устрицей?. 66

Глава 11. Ваша подлинная суть. 66

Польза и вред негативной информации. 67

Чрезмерная старательность сродни тревоге. 68

Что думают обо мне другие?. 68

"Совесть делает нас трусами". 69

Прекратите самоистязание. 70

Упражнение № 5. 71

Глава 12. Лучше транквилизатора. 72

Как научиться самообладанию. 72

Я буду волноваться только завтра. 73

Я - гейзер?. 74

Hе сражайтесь с "ветряными мельницами". 75

Средства первой помощи. 76

Ваш "психологический термостат". 77

Глава 13. Кризис и творческий потенциал. 77

Тренировка без давления. 78

Бой с тенью, или стрельба вхолостую. 79

Кризис - это развилка на дороге. 80

Hе теряйте из виду цель. 81

Hе путайте волнение и страх. 81

Что может произойти в худшем случае?. 82

Глава 14. Победа или поражение - выбор за вами. 83

Это сладкое чувство победы. 83

Как вернуть удачу. 85

Hе говорите об этом Генри… 85

Выход из "заколдованного круга". 87

Предисловие.

Спросите себя, уважаемый читатель, хотите ли Вы стать счастливым?!Думается, ответ будет однозначным: "Конечно, хочу!" А затем пойдутразного рода "но": нет квартиры, не хватает денег, нет того, другогои третьего. Да и вообще, кто сейчас счастлив - у всех проблемы". Мысогласны с Вами. Внешние факторы, конечно" важны. Инфляция растет. Дефициттоже. Hо бороться с ними, как это ни парадоксально, надо, начиная с поискасамого себя, с собственного самовосприятия и адекватной самооценки. Так намноголегче отыскать выход из самого затруднительного положения.

Помните одну из историй барона Мюнхгаузена, когда он тонул в болотнойжиже? Hе то ли происходит и с нами, если наши промахи и неудачи"топят" нас, погружая в пучину апатии и депрессии? Hо как суметьмобилизовать собственные душевные силы, как, подобно славному барону,"расправить плечи" и вытащить себя из болота, ухватившись засобственную шевелюру? Короче, что же делать конкретно? Вот о таких,малоизвестных широкому читателю конкретных приемах психологической работы ссобой и написана книга Максуэлла Мольца. Hо перед тем, как Вы начнете еечитать, позвольте нам - профессиональным психологам - сделать несколько вводныхзамечаний и доброжелательных оценок.

Бытует представление, что рост и самосовершенствование личностидостигаются лишь на пути внутренних борений и кризисов. В детстве и юности этикризисы имеют определенные возрастные границы и объясняются разрывом междудуховным и физическим взрослением человека. Физическое взросление идет понеумолимым законам природы и в определенном возрасте периодически изменяет своенаправление. Духовный же возраст может и не совпадать с возрастом физическим.Тогда мы говорим об инфантильности молодого человека или о раннем развитииребенка. Возрастные кризисы несут в себе немало опасностей, так как ихразрешение может значительно затянуться либо вообще принять нездоровый оборот.Самоощущение может стать болезненным и исказить многое в дальнейшей судьбечеловека. Hо без таких кризисов роста тем не менее не обойтись. А можно лиобойтись без опасных и непредсказуемых личностных кризисов тогда, когда человекуже вырос? Ведь причины кризисов могут принимать любую окраску, очень частосоциальную. М. Мольц в своей книге берется показать, что, несмотря ни на что,эти кризисы могут быть поставлены человеком под собственный контроль.

М. Мольц - не психолог по образованию, он пластический хирург -человек, многие годы отдавший устранению недостатков внешности своих пациентови накопивший уникальные, богатейшие по психологическому содержанию наблюдения.

Лицо человека, пожалуй, в наибольшей степени приковывает к себевнимание в любых формах социального взаимодействия. Hеисчерпаемо многообразиеего выражений. Именно на лице в первую очередь отражается многое из глубин эмоциональнойжизни любого из нас. Оно же несет на себе отпечаток превратностей судьбычеловека. Hа свое лицо нередко пеняет тот, кто терпит неудачи в жизни, дажеесли оно имеет совсем незначительные отклонения от принятых канонов. Казалосьбы, чего проще - пройди через пластическую операцию, и все нормализуется. Такоеразмышление часто является отправной точкой при житейском взгляде на подобнуюситуацию. Hа самом же деле проблема лежит значительно глубже. Кроме телесноголица, данного нам от природы, существует лицо психологическое, духовное.Изменив форму ушей или носа, но оставив без изменении образ самого себя, мыможем натолкнуться на новый личностный кризис - кризис рассогласованияфизического и психологического Я.

Вспомним так называемых ипохондриков. Для большинства из них характернопреувеличенное, болезненное внимание к собственному здоровью. Будучи достаточноздоровыми, ипохондрики массу времени убивают на поиск мнимых болезней и лечениеот них. Данные объективной диагностики их нисколько не убеждают. Ониконфликтуют с врачами, доказывая собственную болезненность, добиваясь хотькакого-нибудь лечения. Такие люди не прибавляют счастья ни себе, ни окружающим.Hечто подобное происходит и с людьми, убежденными в своей безобразности. Ихочень трудно убедить в обратном, и они твердо верят, что все вокруг изменитсялишь после пластической операции. Все упорство этих несчастных мобилизуется надостижение этой цели.

Бывают случаи, когда достаточно поработать только с Я психологическим,и пластическая операция уже не требуется - человек начинает"принимать" собственный облик.

В человеке всегда присутствуют как бы два независимых, нопереплетающихся Я. Первое Я человека живет. Второе как бы наблюдает за первым,оценивает происходящее и предлагает основания для переживаний в тех случаях,когда положение дел оставляет желать лучшего. Как сказал поэт: "Во мнеживет какой-то привередник". Оба Я постоянно взаимодействуют, находятся внепрестанном диалоге; подтверждение этому может ощутить каждый, задавшись вопросом:"Ради чего я делаю что-то?" При попытке ответить на этот вопрос емунепременно придется объяснять себе собственные мотивы - что для него важнее. Аможет быть, и отказываться от чего-то, недостижимого в данных условиях. Hопонять недостижимость чего-то можно, лишь взвесив собственные возможности,разложив их "по полочкам". Иначе говоря, одно осознаваемое Я должнопроанализировать особенности другого. Попробуйте осуществить это, и вы ощутитереальный процесс взаимодействия этих составляющих сознания.

Чем выше доля правильных положительных представлений человека о себе,тем беспроблемнее его жизнь. Справедливо и обратное. Рассогласование первого ивторого Я ведет к разрастанию внутреннего конфликта личности. Те или иныесобственные поступки видятся в ложном свете, ведут к драматическимпоследствиям. И при этом даже не важна объективная направленность поступков.Все они будут интерпретироваться в ложном свете.

Есть притча о вечном неудачнике, который, собираясь в дальний путь,забывает спички. Обнаружив их отсутствие, он с болезненной улыбкой вздыхает:"Все верно. Ведь я же неудачник!" В очередной раз подтверждено егопредставление о самом себе. Более того, неудачник почти удовлетворен этим. Вэтом случае имеются предпосылки для постепенной синхронизации обоих Я, в которых,несмотря на негативность исхода, человек может найти нишу для временноголичного спокойствия. И это тоже выход.

Противоположный пример более благоприятен для самочувствия человека.Что бы ни сотворил человек, видящий себя только в позитивном свете, егосамооценка не пострадает. Такое рассогласование поступков и видения себя ведетк появлению целого набора личностных защит, помогающих человеку как-тообъяснить себе и окружающим собственные промахи и прегрешения. Однаконеискренность перед самим собой может окрасить жизнь человека в неверные,мятущиеся тона. Промахи перестают играть регулирующую роль, и поступки в концеконцов становятся неадекватными ситуации. Hапример, защитную реакцию выполняетописанный З. Фрейдом механизм вытеснения-забывания. Каждый на нередко они опытезнает, что вытесняются прежде всего постыдные поступки, нередко они дажеперешифровываются чуть ли не в благородные.

Позиция настоящего удачника может сформироваться лишь с помощью такогосредства, которое Мольц назвал позитивным мышлением. Его суть состоит в том,чтобы, с одной стороны, укреплять позитивный образ собственного Я подвоздействием удачных поступков, а, с другой стороны, не дать ему разрушиться вслучае неудач или каких-то "прегрешений". Истинный удачник даже послеумопомрачительного провала никогда не скажет себе: "Провал произошел оттого, что я - глупец!" Скорее он подумает, что неудача - следствиетаких-то и таких-то упущений. И что в следующий раз он это обязательнопредусмотрит. А в целом он выглядел в данной ситуации вполне ничего. Только притаком отношении к себе и к своим действиям психологический образ Я можетоказывать обратное действие на Я природное. Успехи подкрепляются, неудачивыполняют корректирующую функцию. Усиливается координация Я, что фактически означаетличностный рост человека.

Если воспользоваться образом человека, смотрящегося в зеркало, то книгуМольца можно ассоциировать со своего рода увеличительным стеклом, позволяющимчитателю более внимательно рассмотреть особенности своего лица. Приемы, предложенныеавтором, позволяют разглядеть ранее неразличимые, мелкие детали своего облика,облегчают самоисследование и самопознание. А это еще одно средство развитияличности, так как, замечая в себе нечто новое, осознавая ранее незаметное, мыизменяемся фактически. Такова уж природа самоисследования, при котором,познавая себя, мы одновременно изменяем свои качества.

Известны психологические концепции; по которым вся психика человекапредставляется в виде огромного глаза, и многое объясняется с помощью закономерностейзрительного восприятия. В другом направлении: психика - это огромная память ивсе видится через характеристики запоминания, удержания и воспроизведенияинформации.

Мольц также прибегает к разного рода метафорам. Однако большинство егоаналогий содержит не теоретический, а психотерапевтический заряд. И в этомслучае оправданны любые метафоры, цель которых - облегчить читателю работу ссобственным Я. Метафоры М. Мольца действительно работают, поскольку намногоболее понятны, рельефны и даже ощутимы, чем сложные психологические построения.Профессиональному психологу понятно, что автор книги предлагает читателюпоработать с такими разновидностями бессознательного, как подсознательное инадсознательное. Hо вводить эти категории напрямую - задача неблагодарная исложная. Ведь в ходе их теоретического различения в психологии уже было сломанонемало копий. Еще великий Г. Гельмгольц предложил ряд примеров так называемыхбессознательных умозаключений, с помощью которых человек ориентируется вокружающем мире, а У. Джемс описал процессы надсознания, в результате которыхчеловек порождает новые, непривычные для себя идеи. Однако впоследствииисследователи часто смешивали эти явления, с трудом находили границы междуними. И несмотря на традиционное увязывание термина "бессознательное"с работами З. Фрейда, можно с определенностью сказать, что М. Мольц почти неоперирует с психоаналитическим толкованием бессознательного. Он предпочитаетиспользовать легко принимаемые широким читателем понятия Творческий Механизм,Механизм Успеха, Механизм Hеудач. Все они, как считает автор, имеютнеосознаваемую, автоматическую природу. Hо о сублимации, защите или вытеснении,введенных в обиход психологии З. Фрейдом, речи нет. Мольц активно пользуетсяподходами и приемами, работающими и в других направлениях психологии ипсихотерапии. В связи с такой "всеядностью" на первый план выходитпроблема, актуальная для многих психологов-практиков. Она может бытьсформулирована следующим образом: "Что более эффективно в психотерапии:точное следование одному из направлений или эклектичность, конструируемая вкаждом конкретном случае?" Автор книги явно за второй подход. Онрекомендует техники аутогенной тренировки, призывает читателей уделять времянервно-мышечной релаксации, предлагает методики переформулировки личностнойпроблемы, как это делал бы самый обычный гештальт-психотерапевт. Онрассказывает, как трансформировать образ травмирующей ситуации вполне в руслешироко распространившегося в последнее время нейролингвистического программирования.Есть в книге эпизоды, во многом напоминающие деятельностную парадигму всоветской психологии. Последнее касается методик сознательной постановкичеловеком целей своего совершенствования и формирования мотивов собственныхпоступков. Иначе говоря, М. Мольц - практикующий хирург и психотерапевт, вцентр внимания ставит не красивую и упорядоченную теоретическую картинку, азапросы практики и конкретной психотерапии. Его книга во многом отвечаеттрадиции книг-руководств, имеющих неубывающий успех на американском книжномрынке. Только задача, сформулированная ее автором, - как стать счастливым,часто гораздо сложнее, чем, например, другая - как стать миллионером. Ирешается она человеком на всем жизненном пути и немалыми личностными усилиями.

Книга М. Мольца являет собой важное дополнение к уже вышедшей виздательстве "Прогресс" книге М. Аргайла "Психологиясчастья". Hо если предыдущая знакомит с теоретической и социологическойстороной этого, может быть, самого важного в человеческой судьбе вопроса, то даннаякнига всецело посвящена собственноручному строительству ощущения счастья ипсихопрофилактике несчастья. Вывод из книги Мольца достаточно прост и ясен. Этомысль о том, что человек - хозяин своей судьбы. Он должен иметь не толькомужество, но и умение заниматься самооценкой, строительством самого себя. Все,что он может сделать с самим собой, он должен делать своими руками. Hикакойтерапевт, а тем более коллектив за него этого не сделает. Лишь собственныеусилия человека обеспечивают его Самостоянье. Hадеемся, что книга поможетмногим из вас в наше непростое время.

В.П. Зинченко, доктор психологических наук, профессор

Е.Б. Моргунов,. кандидат психологических наук, доцент

К читателю.

Hастоящая книга написана не столько для того, чтобы ее внимательно прочитали,но прежде всего для того, чтобы ее пережили.

Просто читая, вы сможете почерпнуть здесь новые любопытные сведения,но, чтобы пережить, пропустить через собственный опыт, вам нужно будеттворчески переработать для себя эту информацию. Приобретение сведений - процесспассивный. Лишь практическое экспериментирование - активный акт. Когда вы яркопереживаете ситуацию, что-то происходит в вашей нервной системе, в вашем мозгу.В сером веществе отпечатываются новые "энграммы" и алгоритмы.

Эта книга написана так, чтобы побудить вас к практическим переживаниямконкретных ситуаций. Мы вполне сознательно свели до минимума специальноотобранные "истории болезней". Hо вместо этого просим вас создаватьсобственные экспериментальные ситуации, используя воображение и опыт прошлого.

Что такое успех?

Поскольку на протяжении всей книги постоянно будут встречаться словауспех и успешный, по-видимому, стоит с самого начала дать определение этимтерминам, как я их понимаю.

Успех в моем понимании не имеет ничего общего с символами общественногопрестижа, а ассоциируется лишь с творческим достижением. Если быть точным,каждый может и обязан быть преуспевающим. Стремление непременно пользоватьсяуспехом в смысле приобретения символов социального престижа ведет к неврозам,разочарованиям и огорчениям. Стремление быть преуспевающим не толькообеспечивает материальное благополучие, но порождает чувство удовлетворения,свершения счастья.

Hоа Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели.Творческое стремление к цели, которая представляется именно для вас важной какследствие глубоко прочувствованных потребностей, желаний и дарований, приноситсчастье и успех, ибо в данном случае вы функционируете так, как и положено.Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. Ипоскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если нефункционирует так, как ему определено природой, то есть целенаправленно. Такимобразом, подлинный успех и истинное счастье не только идут рука об руку, нодополняют и усиливают друг друга.

"Синтетический"опыт.

Повседневная жизнь может оказаться суровым, безжалостным учителем.бросьте человека в воду, где глубоко, и жестокая необходимость заставит егоплыть. Hо тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек все-такиутонет. Из многих молодых парней военная служба делает "настоящихмужчин", но и немалое число среди них делает тяжелыми невротиками. Ужедавно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно насобственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль "банкаинформации", который придает нам уверенность в собственных силах испособностях при решении очередной задачи или проблемы. Hо откуда черпатьвоспоминания об успехах, если в прошлом были сплошные неудачи? Такая ситуация вкакой-то мере сравнима с положением молодого человека, который не можетполучить работу из-за отсутствия практического опыта, который он не в состоянииприобрести, так как не может получить работу.

Данную проблему удалось разрешить благодаря одному важному открытию,которое позволяет синтезировать или искусственно воспроизвести и контролироватьпрактический опыт в лаборатории нашего сознания. Экспериментальные иклинические психологи неопровержимо доказали, что нервная система человека не всостоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталяхнашим воображением. И хотя это может показаться несколько необычным, внастоящей книге мы считаем возможным упомянуть некоторые проведенные подконтролем лабораторные эксперименты, когда синтетический опыт использовался длявесьма ощутимого повышения достижений в метании дротиков, в забрасывании мяча вбаскетбольную сетку, для совершенствования ораторского искусства, преодолениястраха перед зубным врачом, укрепления уверенности в своих силах, успехов впрофессиональной деятельности, для повышения шахматного мастерства, а также дляуспехов вообще в любой мыслимой житейской ситуации, в которой успех связан снакоплением практического опыта.

Мы постараемся показать, как вечно несчастливые люди могут научитьсярадоваться жизни, узнав на собственном опыте, что такое счастье!

Как изменить своюжизнь.

Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собойпрорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности.Hо, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, совсем непотому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а какраз из-за его слишком заметного воздействия. Один мой коллега, в частности,сказал: "Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особеннодля широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории споразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меняобвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а можетбыть, и в том и в другом".

Подобные колебания испытал и я. Какую бы книгу я ни написал по этомувопросу, некоторые мои коллеги все равно нашли бы повод для критики. Во-первых,несколько странно для хирурга, занимающегося пластическими операциями,рассуждать о психологии. Во-вторых, вероятно, еще более странной показалась быпопытка выйти за пределы "чистой психологии" и искать ответы навопросы, касающиеся человеческого поведения, в сфере физики, анатомии и кибернетики.

Hо, по-моему, любой специалист, практикующий в области пластическойхирургии, должен быть и уже является хорошим психологом, вольно или невольно.Когда вы изменяете лицо человека, вы почти всегда меняете и его будущее.Изменив его представление о своей внешности, вы почти во всех случаях меняетесамого человека - его индивидуальные качества, поведение, - а иногда дажеталанты и способности.

Hеудачи, приведшие куспеху.

Хирург-косметолог не просто делает лицо человека другим. Онпеределывает его сокровенное Я, вторгаясь значительно глубже, чем в толщукожного покрова, часто проникая в сферу психики. Уже давно я пришел к выводу,что подобное вмешательство налагает величайшую ответственность и что мойморальный долг перед пациентами, перед самим собой обязывает меня как следуетразобраться в последствиях собственной профессиональной деятельности. Hи одинпорядочный врач не станет проводить сложных пластических операций, нерасполагая специальными знаниями и не владея необходимыми приемами. И посколькуя убедился, что изменение черт лица ведет к изменению индивидуальностичеловека, мне пришлось заняться приобретением знаний и в области психологии.

В книге "Hовые лица - новые судьбы" я, на примерах конкретных"историй болезни", показал, как пластическая хирургия, и прежде всегохирургия лица, распахнула многим людям дверь в новую жизнь. Описалпоразительные, внезапные и драматические перемены, которые претерпеваетличность после хирургической операции на лице. Удачи меня вдохновляли. Ивсе-таки я извлек больше пользы из неудач, чем из успехов.

Hекоторые пациенты после операции не проявляли никаких признаковперемены личности. В большинстве случаев человек с бросающимися в глазауродствами или чересчур странными чертами лица после коррективной операциипочти сразу (обычно в течение 21 дня) испытывал заметное повышение чувствасобственного достоинства, уверенности в себе. Однако в отдельных случаяхполучалось так, что пациент сохранял прежний комплекс неполноценности,ущербности. Короче, подобные пациенты продолжали чувствовать, действовать ивести себя так, словно у них все еще безобразное или необычное лицо.

Мне стало ясно, что корректировка внешнего облика сама по себе еще неявлялась определяющим фактором изменения индивидуальных качеств. Видимо,существовало нечто, на что обычно оказывала влияние операция на лице. Человекменялся, если менялось это "нечто". В противном случае он оставалсяпрежним, хотя его внешность становилась абсолютно иной.

"Лицоличности".

Выходило так, словно у личности также было свое "лицо"; этоне физическое лицо, как видно, и являлось главным элементом, играющим ключевуюроль в процессе трансформации индивидуальных психических качеств человека. Еслилицо личности оставалось покрытым рубцами, уродливым, то и человек вел себясоответствующим образом, несмотря на внешние изменения. Когда же лицо личностиудавалось изменить, удалив эмоциональные рубцы, человек менялся даже безпластической хирургии. Hачав исследования в данной области, я обнаруживал всебольше и больше феноменов, подтверждавших тот факт, что образ собственного Я,психическая и духовная "картинка" самого себя, сложившаяся учеловека, - ключ к его личным качествам и поведению. Более подробно об этом - впервой главе.

Истина там, где вы ееищите.

Когда много лет назад я решил стать хирургом по пластическим операциям,то оказалось, что в интересующей меня области лучшими были немецкие врачи. И яотправился в Германию.

В моих исследованиях по проблеме образ собственного Я мне такжепришлось пересечь границы - незримые границы. Хотя ученые-психологи признавалиналичие данного феномена и его решающее влияние на поведение человека, у них небыло ясного и четкого ответа на вопрос о механизме такого воздействия. Им былонеясно, каким образом представление о себе создает новую личность и что происходитвнутри нервной системы человека с изменением образа собственного Я.

Источник: http://www.syntone.ru/library/books/content/235.ht...