Зрение
Лабораторная по биологии 8 класс действие ферментов желудочного сока на белки
21.12.2015, 10:18

Рабочая программа по биологии 8

Рабочая программа по биологии (6)


^

Урок «Ткани и органы».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей».

Инструктивная карточка:

1. Рассмотрите с помощью светового микроскопа клетки из разных групп тканей (эпителиальную и мышечную).

2. Установите особенности строения клеток, их соединение и характер межклеточного вещества.

3. Форма отчета:

А) Зарисуйте клетки, относящиеся к разным группам тканей.

Б) Обозначьте органоиды, видимые в световой микроскоп.

В) Опишите ткани организма человека по плану: ткань, особенности строения и

соединения клеток.

Г) Сделайте вывод: как особенности строения клеток ткани связаны с выполняемыми функциями.

Урок «Строение и функции головного мозга» (приложение №1).

Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».

В начале урока ставлю проблемный вопрос «Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?». Для ответа на данный вопрос предлагаю рассмотреть познавательные задания:

1) Вес мозга И.С.Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса – 1017г, а у Луи Пастера, как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

2) У слона самый большой мозг, но он не самое «умное» животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Выскажите ваше мнение.

Учащиеся приходят к выводу, что ответ кроется в строении мозга человека и важно знать функции разных отделов мозга.

Лабораторную работу организую в парах: один ученик – испытуемый, другой – исследователь. Обучающиеся работают по инструктивной карточке, где указаны действия каждого из них (первая и вторая колонки таблицы). В ходе выполнения работы они заполняют графу «Что наблюдали?». Для того, чтобы сделать вывод и ответить на вопрос «Какой отдел ЦНС действовал?», учащиеся должны изучить материал параграфа. В заключение урока подводим итоги работы.

Урок « Кровь, ее состав. Клеточные элементы крови».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах: иллюстративном, частично-поисковом и исследовательском. На столах обучающихся три вида инструктивных карточек, они сами выбирают вариант работы.

Иллюстративная лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).

2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах.

3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…

Частично-поисковая лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.

2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра.

3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?

Исследовательская лабораторная работа

Инструктивная карточка

1) Исследуйте микроскопическое строение крови лягушки и человека, сравнив их эритроциты.

2) Найдите и проанализируйте факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода.

3) Сделайте вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от…, значит необходимо найти доказательства наличия этих причин».

Урок «Регуляция дыхания»

Лабораторная работа «Определение частоты дыхания».

Инструктивная карточка

1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.

2) Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в течение 1 минуты сидя, после 10 приседаний.

3) Объясните разницу полученных данных и запишите вывод.

4) Решите следующие биологические задачи:

А) Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 минуту, в 1 час, в сутки (вдох – 500мл воздуха, частота дыхания – 18 раз в минуту).

Б) Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

Урок «Пищеварение в ротовой полости»

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

В начале работы определяем цель эксперимента: доказать, что ферменты слюны расщепляют крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Затем знакомимся с оборудованием: накрахмаленные картофельным крахмалом салфетки, спички, вата или ватные палочки, йодная вода, химические стаканы или чашки Петри.

В ходе организационной беседы планируем эксперимент с использованием логической конструкции: «если, то…»

«Если ферменты слюны расщепляют крахмал, то после действия слюны мы не обнаружим крахмал с помощью качественной реакции (йодной воды). То есть если после обработки слюной накрахмаленной салфетки поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Как доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал? Ребята приходят к выводу, что надо провести такой же опыт, но вместо слюны взять воду.

Таким образом, для проведения эксперимента нам необходимо взять две накрахмаленные салфетки и на одну нанести простой рисунок слюной (эксперимент), а на другую водой (контроль). И если наше предположение верно, то на салфетке проявиться белый рисунок.

Далее работа проводится фронтально по инструктивной карточке.

Урок «Пищеварение в желудке».

Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».

Инструктивная карточка

1. Налейте в пробирку 3-4 мл желудочного сока (соляная кислота).

2. Добавьте хлопья белка.

3. Подержите на водяной бане при температуре 38-39 градусов полчаса.

4. Запишите вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Если в желудке происходит расщепление белков до аминокислот, то необходимо выяснить условия действия ферментов желудочного сока».

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок, изучение двигательной активности некоторых позвоночных животных – 7 класс).

Написание учащимися рефератов – также исследовательская работа, если в ней есть практическая часть с результатами. Например, в 11 классе при подготовке рефератов по теме «Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу» предлагаю учащимся карточки-задания для проведения экологических исследований.
Карточка №1
Тема «Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта»

Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
Задания для исследования
1. Выберите определенный участок автодороги, расположенный вблизи школы или дома.

2. Подсчитайте, сколько проехало по автодороге за 1 час легковых, грузовых машин, автобусов, использующих дизельное топливо.

3. Используя данные таблицы 1, определите, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за 1 час (за сутки) на этом участке дороги.

Таблица 1

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток (в граммах)


Химические соединения

Грузовики

Легковые

Автобусы

СО

502,2

225,8

227,9

NO2

70,4

43,8

17,7

С

19,3

-

3

SO2

4,5

-

0,7

Рb

0,2

0,27

0,08

4. Сделайте выводы.

Карточка №2

Тема «Анализ состояния почвы дачного участка»

Цель: научиться определять кислотность почвы.

Оборудование: две пробирки, индикаторная бумага, раствор хлорида калия.
Задания для исследования
1. Возьмите 2-3 грамма почвы с вашего приусадебного или дачного участка. Приготовьте почвенную вытяжку, поместив почву в пробирку и добавив 10 мл раствора хлорида калия. Когда содержимое пробирки отстоится, возьмите полоску индикаторной бумаги и опустите её в почвенную вытяжку. Через 2 сек достаньте индикаторную бумагу, сверьте её цвет с эталоном шкалы рН (табл. 3) и определите тип почвы.
Таблица 3

Шкала для определения кислотности почвы


Высокая кислотность

Умеренная кислотность

Слабая кислотность

Нейтральная среда

Щелочная среда

рН 1-2

рН 3-4

рН 5-6

рН 7

рН 8

2. Сделайте выводы о необходимости известкования почвы вашего дачного участка путем внесения известняка и золы.

3. Выясните, применяют ли ваши родители удобрения и ядохимикаты при выращивании растений на дачном участке. Какие правила использования химикатов вы знаете?
Карточка №3

Тема «Выявление парникового эффекта»

Цель: построить модель, демонстрирующую парниковый эффект.

Оборудование: прозрачная емкость с крышкой, термометр, пластмассовая ложка, электрическая лампа, вода, почва.

Задания для исследования

1. Возьмите прозрачную емкость, пластмассовую коробку или стеклянную банку и поместите на дно темный грунт, например почву, слоем 2-3 см. Грунт увлажните. Вертикально поместите термометр в емкость. Накройте емкость крышкой или стеклом и на высоте 20-30 см установите лампу.

2. Не включая лампу, запишите температуру, установившуюся внутри емкости. Оставив крышку на сосуде, включите лампу и записывайте температуру каждую минуту в течение 20 минут. Почему температура увеличивается? Сравните этот процесс с парниковым эффектом на Земле.

3. Как повлияет существенное повышение средней температуры нашей планеты на очертание материков? Предложите возможные пути решения проблемы «парникового эффекта».
^

Лабораторная работа № 1 “Действие ферментов на клетки натуральных и поврежденных тканей ”

Цель:

показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.

обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением тканей;

Оборудование:

3% раствор пероксида водорода,

раствор йода,

лист зеленого растения,

кусочки сырого и вареного картофеля,

сырого мяса,

микроскопы,

пробирки.

Информация для учащихся.

Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:

2 Н2О22 Н2О2 + О2

Ход работы.

1.на срез картофеля капните разведенным раствором йода, наблюдайте явление. Объясните изменение окраски среза.

2.поместите в первую из трех пробирок кусочек сырого мяса, во вторую – кусочек сырого картофеля, в третью – кусочек вареного картофеля.

прилейте в пробирки по 2-3мл 3-% раствора Н2О2.

опишите наблюдаемые вами явления в каждой пробирке.

3.на предметное стекло, в каплю воды положите лист элодеи (тонкий срез) и рассмотрите под микроскопом при малом увеличении место среза.

нанесите на лист 1-2 капли Н2О2, накройте покровным стеклом и вновь рассмотрите срез. Объясните явление.

4.составьте частные и общий вывод по лабораторной работе, исходя из цели работы.

5.Ответьте на вопросы:

Чем объяснить сходные явления в опыте с листом элодеи и сырым картофелем, возникшие в результате проникновения в клетки пероксида водорода?

Какие внутримолекулярные силы разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля, и как это отразилось в опыте?
^

Цель:

убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование:

микроскопы,

луковица лука,

концентрированный раствор NaCl,

фильтровальная бумага,

пипетки.

^

снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.

в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.

сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

^ – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Лабораторная работа . № 3 “Рассматривание клеток растений, грибов и животных под микроскопом”

Цель:

рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование:

микроскопы,

готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток,

таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Работа в классе естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого:

чашки Петри,

луковица,

лабораторные ножи,

пинцеты,

пипетки,

стеклянные мазевые ложечки,

выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.

^

рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы.

^


Параметры сравнения

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Сделайте вывод о сложности их строения.

сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
^

Цель:

углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов;

сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование:

наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации и пр.

не менее 30 (100) экземпляров одного вида;

метр для измерения роста учащихся класса.

^

расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;

измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:


Размер объектов V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Число объектов n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

^ изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.

Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

^

Цель:

убедиться в существовании модификационной изменчивости путем описания и сравнения фенотипов конкретных растений.

Оборудование:

два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного сорта.

^

рассмотреть два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия.

результаты наблюдения фенотипов занесите в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные);

выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.

1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип.

2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
^

Цель:

используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Оборудование:

гербарные или живые образцы растений одного вида.

^

Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?

Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

Заполните таблицу:


Название семейства и общие признаки семейства

№ растения

Признаки вида

Название вида

 

Первое растение

 

 

Второе растение

 

 

Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

^

Цель:

обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование:

три комнатных растения разных видов.

^

Рассмотрите предложенные вам для работы 3 комнатных растения. Пользуясь планом описания растения, дайте им характеристику, сделайте вывод о родстве между этими растениями (сколько видов растений перед вами?)

Заполните таблицу:

Морфологические особенности растений”


Доказательства принадлежности растений к одному виду (план описания, сравнения)

Доказательства принадлежности растений к разным видам

описание стебля

форма листа

сложность листа

жилкование листа

тип корневой системы

описание строения цветка

принадлежность к классу

принадлежность к виду


 

Вывод: каким образом морфологический критерий помог вам в определении вида растений? Назвать виды растений, с которыми вы работали.

^ – эволюция, вид.

Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Лабораторная работа № 7 “Изучение приспособленности растений к среде обитания и относительный характер приспособлений”

Цель:

на примере конкретного растения показать адаптивные черты строения и сделать предположение о причинах относительности этих приспособлений.

Оборудование:

гербарные или живые образцы растений: светолюбивых, теневыносливых, ксерофитов, гидрофитов (гигрофитов).

^

Рассмотрите предложенный вам гербарный или живой образец, определите название растения и среду его обитания.

Пользуясь учебником “Ботаника” определите особенности строения растения, приспосабливающие эти растения к среде обитания.

Заполните таблицу:


Название растений

Среда обитания

Адаптивные черты строения

Причины относительности

Выводы

 

 

 

 

 

Сделайте предположения о надежности этих приспособлений.

Сделайте вывод о значении адаптаций и об относительности этих приспособлений.

Какие адаптации существуют у животных? Назовите их и приведите примеры.

^ – маскировка, мимикрия, адаптация
Лабораторная работа № 8 “Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов растений или пород домашних животных”

Цель:

изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак;

сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.

Оборудование:

гербарные образцы различных сортов пшеницы, иллюстрации различных пород лошадей или собак.

^

Рассмотреть внимательно гербарные образцы культурных растений и иллюстрации пород животных.

Заполните таблицу:


Название сорта растений или пород животных

Характерные особенности строения организма

Основная сфера использования особенностей человеком

Причина появления признака

Движущие силы появления признака

Например:

Орловский рысак

Пшеница озимая

Золотая рыбка


 

 

 

 

3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.

^ – естественный отбор, искусственный отбор.

Какой вид искусственного отбора чаще применяют А) на конезаводах; Б) на селекционных растительных станциях? Почему?

Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и биологии ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки, а также оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

( исследовательские работы учащихся представлены в приложении 2 )
4. Использование компьютерных технологий

Проблемно-исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с

использованием возможности компьютерных технологий.

Исходя из особенностей химии и биологии как науки, компьютер применяется в следующих

случаях:

1. Моделирование химических и биологических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории. (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира)

2. Контроль и обработка данных химического эксперимента. Программа виртуальной лаборатории позволяет достаточно быстро это сделать.

3. Программная поддержка курса.

- справочные пособия по конкретным темам;

- решения расчетных и экспериментальных задач;

- организация и проведение лабораторных работ;

- контроль и оценка знаний.

- Тренажеры по ЕГЭ

^

На сегодняшний день школа имеет полный учебно-методический комплекс по

предмету. В кабинете химии имеется компьютерное оборудование, интерактивная

доска, электрифицированные стенды полный набор школьного химического инструментария, химических реактивов, имеется достаточно большой материал на электронных и бумажных носителях, что позволяет давать детям знания на современном уровне.

Список используемой литературы:

1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный

психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе

преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва.

2008.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном

образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика.

Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2010.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные

уроки. Издательство «Учитель». 2011г.

5. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на

деятельностной основе – Ульяновск. 2010.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. – 2002

7. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке

и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2010.

8. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология,

методика, практика – Москва «Глобус», 2010.

9. Шаталов М.А., Кунецова Н.Е.. Обучение химии. Решение интегративных

учебных проблем. Методическое пособие. 8 - 9 классы - Библиотека учителя.

Москва. «Вентана- Граф». 2006.

Приложение 1

Структура урока с использованием исследовательской деятельности.

Структура учебного занятия с использованием исследовательской деятельности имеет следующий вид: на примере учебного занятия в 10 классе «Моносахариды. Глюкоза»

^


этапы урока

содержание деятельности

пример

^

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала) позволяет видеть проблему, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими и это позволяет видеть логическую цепочку изучения нового материала.

Предлагается ответить на вопросы в течение 3 минут.

  1. Что называют углеводами?

  2. Приведите примеры углеводов?

  3. Значение углеводов в живых организмах.

  4. Что такое фотосинтез, что образуется в результате этого процесса?

  5. Запишите молекулярную

формулу глюкозы.

6.Запишите структурную

формулу глюкозы.


^

Происходит осознание того, что задача, оставленная перед учеником не может быть решена только с помощью имеющихся знаний и ему необходимы новые. Ученики могут самостоятельно осознать затруднения. А могут быть подведены к этому с помощью учителя.

Учащиеся выявляют пробелы в знаниях. Глюкоза- это простой углевод. Состав С6Н12О6. Как состав связан со строением. Какова природа данного вещества?

^

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Тема урока формулируется учениками самостоятельно, а из темы формулируется и цель урока.

Формулируется план занятия, который соответствует схеме строениесвойстваприменение.

План урока:

1.Строение глюкозы

2.Свойства глюкозы: физические и химические.

3.Исследовательская работа по изучению свойств.

4. Применение.

Изучение нового материала начинается со структурной формулы глюкозы:
1. CH2OH—CHOH—CHOH—CHOH—CHOH—COH

Выдвигают предположение: что в состав входят гидроксогруппы, а это принадлежность к многоатомным спиртам и альдегидная группа - как у альдегидов. Следовательно, глюкоза проявляет двойственную природу и является альдегидоспиртом.

2.Выполняется эксперимент:

^

предлагается провести эксперимент по изучению физических и химических свойств. Графы таблицы заполняются самостоятельно (имеются в виду агрегатное состояние, отношение к воде, цвет, запах, взаимодействие с Cu(OH)2 и аммиачным раствором оксида серебра).


агрегат.

состояние


цвет

запах

Раств-ть

Cu(H2

Ag2O

аммиачный раствор


кристаллическое

вещество


белый

нет

хорошо

растворимо


+

+

3. Анализ результатов и формулировка вывода о химической природе глюкозы.

^

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

По вариантам предлагается записать химические свойства глюкозы.

1-ый вариант - как многоатомный спирт,

2-ой- как альдегид.


^

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

По вариантам. Задания на выбор , часть «А» и «Б».

Вариант1.


  1. Альдегидная группа

^

2. Агрегатное состояние глюкозы

А) жидкое Б) твердое В) газ Г) плазма

3. Глюкоза-это:

А) кетон Б) спирт В) альдегидоспирт Г) многоатомный

спирт

4.Молекулярная формула глюкозы:

А) C6H12O6 Б)( C6H10O5 )n

В) C6H6O6 Г) (C6H12O6)n

5. Глюкоза-это

А) моносахарид Б) дисахарид

В) полимер Г) полисахарид

Часть «Б»


  1. Качественная реакция на глюкозу:

А) обесцв-ие KMnO4 Б) взаим-ие с CuO

В) вз-ие с HBr Г) с аммиачным р-ом Ag2O


  1. Установите соответствие

1) С6Н12О6 2)СН3СОН 3) С2Н5ОН

А) углевод В) спирт Г) альдегид

^

«5» -верно часть «А» или «Б»

«4»- 1-2 ошибка в части «А» или части «Б»

«3»- 3- ошибки в части «А» или части «Б»


^

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Достиг ли я поставленной цели?

Если нет, о над чем мне предстоит поработать дополнительно?
Домашнее задание на выбор.

1. Запишите всевозможные способы получения глюкозы

2. Запишите уравнение брожения глюкозы.

3. Решите цепочку химических превращений
C6H12O6C2H5OH-CH3CHOCH3COOHCН3COOC2H5

4. Как взаимодействуют между собой кислородосодержащие вещества. Поясните уравнениями.

^ "(10 класс)

Преамбула - Каждый белок организма имеет свою уникальную последовательность аминокислот, определяющую его конформацию и позволяющую ему выполнять надлежащую функцию. Но откуда же клетка знает, в какой последовательности необходимо соединять аминокислоты, чтобы получить, скажем, функциональную молекулу АТФ-синтетазы? Дело в том, что информация о первичной структуре всех белков клетки записана в так называемом генетическом материале. Физическим носителем этой информации в клетках является молекула ДНК — дезоксирибонуклеиновой кислоты. 

Требования к учащимся – учащиеся могут узнать:

·     особенности молекулы ДНК, позволяющие выполнять функцию кодирования генетической информации;

·     принцип матричного синтеза как механизма передачи информации;

·     владеть  алгоритмом решения задач по молекулярной биологии.

^

   На данном уроке  ребята вы узнаете особенности молекулы ДНК, позволяющие выполнять функцию кодирования генетической информации, узнаете как изменения в наследственных молекулах  отражаются в нашей жизни, на нашем здоровье,  вы узнаете как функции биомолекул связаны  с ее структурой.

 

^

·     Сформировать знание о нуклеиновых кислотах как информационных молекулах.

·     Выяснить, какие функции должны выполнять биомолекулы, образующие «минимальную» клетку, показать как функции биомолекулы связаны с ее структурой.

·     Познакомить с принципом матричного синтеза как основой размножения живых организмов.

^

Учебный предмет и класс     Биология 10 класс

Изучаемая тема (раздел, курс). Нуклеиновые кислоты 

Источник: http://shkolnie.ru/biolog/54682/index.html?page=2